Техника спренга

Плетение на натянутых нитях

      Dear Natalia Abushenko, Of course, I would be very happy if my sprang book were translated into Russian.

                     With best wishes, Peter Collingwood.06.10.05

Предисловие

     Мой профессиональный и человеческий интерес в течение последних 20 лет был сосредоточен на том, чтобы найти предшественника плетеного кружева среди архаичных форм текстиля. Не в последнюю очередь меня побуждал к этому тот факт, что упоминание плетеного кружева в качестве украшения в Древней Руси в XIII веке интересовал лишь специалистов в Дореволюционной России и совсем не обсуждался в Советское время. Разделяя точку зрения В.В.Стасова, Е.Е.Новосильцевой и др. на древнейшее происхождение плетеного кружева и продолжив их исследование коптских плетеных изделий, хранящихся в Гос. Эрмитаже, я вскоре вышла на книгу Питера Коллингвуда «Техника спренга»,( Peter Collingwood « The Techniques of Sprang »), вышедшей в Лондоне в 1974 году. Ощущение того, что технология спренга не просто один из видов архаичного плетения, возрастает по мере знакомства с ним. По прочтении книги уже не сомневаешься, что спренг – это искомый узловой момент, который помогает понять переход от техник свивания и плетения к более сложным видам технологий, в частности ткачеству, кружевоплетению и т.п., помогает понять генезис этих технологий. Без преувеличения можно сказать, что техника спренга для специалистов всех видов текстиля равноценна таблице Менделеева для соответствующих специальностей. И тем не мене, спренг до сего времени остается практически неизвестным нашим специалистам. Первое краткое и, к сожалению, не имеющее продолжения знакомство с ним общественности, состоялось в июне 2005 года на VI Конгрессе этнографов и антропологов России в С.Петербурге (доклады Абушенко Н.А., Исаевой Т.И., Лысенко О.В.).

     Вполне вероятно, что некоторые из существующих сегодня положений в этнографии и искусствоведении в России выглядели бы иначе, будь наши искусствоведы знакомы с книгой Питера Коллингвуда «Техника спренга». Вот почему автор считает самой насущной необходимостью ознакомить общественность с основными положениями, изложенными в ней.

     Хочется отметить особо как счастливую и знаковую случайность личное знакомство автора с Питерем Коллингвудом и его любезное разрешение на популяризацию книги.

Основа технологии

     Спенг ( sprang ),по определению П. Коллингвуда, старинное шведское слово, полностью перешедшее в английский язык, обозначает материю, сплетенную из натянутых на раму нитей. Изделие создается благодаря манипуляции параллельными нитями основы (рис 1), которая намотана на раму (рис.3). Работа осуществляется ряд за рядом на одном конце основы, при этом на другом конце основы возникают соответствующие, но противоположно направленные движения нитей (рис.2). Таким образом одновременно изготовляются две половины изделия.

Рис.1                        Рис.2                              Рис.3                        Рис.4

     Предметы, изготовленные в технике спрега имеют, как правило, строго функциональный характер или служат декоративным добавлением. В соответствии с размером изделия изменяется размер рамы, на которую намотана основа. Мелкие изделия – носки, шапочки, предметы одежды, белья и т.п., (рис. 5,6,7).изготавливаются на небольших рамах (рис.3, 12) методом спренга на плоской основе.

Рис.5               Рис.6                     Рис.7                   Рис.8                     Рис.9

     Крупные, скорее длинные изделия (рис.8,9), изготавливаются методом спренга на кольцевой основе на раме, имеющей конструктивные элементы для увеличения длины основы (рис.4) или просто на шестах, подвешенных к потолочной балке или к суку дерева (рис.13)

     В нашу задачу не входит обучение плетению в технике спренга хотя она заслуживает всяческого внимания. Мы ограничимся лишь тем, что посоветуем всем желающим познакомиться с книгой Питера Коллингвуда, где методика изготовления плетеных изделий в технике спренга изложена достаточно наглядно. Но на истории вопроса мы остановимся подробнее.

 

История

     Хотя на сегодняшний день совершенно ясно, что спренг имел широкое распространение во времени и пространстве, он до конца XIX столетия, кажется, был незнаком европейским специалистам по текстилю. Это неведение окончилось после двух одновременных, но совершенно независимых друг от друга археологических находок в виде изделий, изготовленных методом спренга на плоской основе.

     В Дании это была шапочка (сетка для волос), датируемая 1400 годом до н.э., воспроизведенная методом плетения спренг датской студенткой Петрой Годскезен ( Petra Godskesen ) в 1880 г . и представленная ею на всемирной выставке в Париже в 1889 году (рис.10).

     Почти одновременно и совершенно независимо от находок в Дании в 1882 г .в коптском Египте были найдены ковры и шапочки( рис.11) в захоронениях, датируемых 400 – 700 годами н.э. Венская учительница Луиза Шинерер ( Louise Schinnerer ) отождествила их с текстильными изделиями Галиции, выполненными методом спренга на плоской основе.

     Что же касается изделий, изготовленных в технике спренг на кольцевой основе, то эта техника не сразу была распознана в 1895 году в кушаках, изготавливаемых в Румынии. Только после публикации в 1912 году об изготовлении шелковых поясов на Кавказе и в Алжире, сделанной van Gennep , их техника изготовления была признана идентичной технике спренга на плоской основе.

     Из ранних времен до нас дошло немного образцов изделий, выполненных в технике кольцевого спренга, очевидно, потому, что изделия эти имеют еще более повседневное применение (пояса, подвязки). Хлопковый фрагмент из доисторической стоянки в Аризоне заставляет предположить, что спренг с кольцевой основой был известен на юго-востоке СШ A ранее 1400 года до н.э.

     Большое число изделий, выполненных в технике спренга на кольцевой основе, сохранилось в виде поясов, когда они являлись частью офицерской формы в Европе и Америке. Обычно пояса изготавливались из шелка, имели ажурную структуру и размер около 3,5 м на 75 см (рис 8,9). Британские пояса были темно-красного цвета, голландские – оранжевого и французские – трехцветные.

     В российском этнографическом музее хранится коллекция поясов в технике кольцевого спренга и несколько женских чепцов в технике спренга на плоской основе, выполненных на территории Западной Украины и Белоруссии в XIX веке. Совершенным особняком стоят волосники из погребения бывшего Вознесенского монастыря в Московском кремле, принадлежавшие особам женского пола великокняжеских и царских фамилий, в частности великой княгине Софье Палеолог, выполненные в технике спренга на плоской основе.

     Интересно отметить, как загадку истории, что нигде на всем обширном пространстве бывшей Российской Империи и Советского Союза, кроме названных мест, изделий в технике спренга найдено не было. И это при теснейших связях Руси со Скандинавией, где со времен викингов (около 850 г .н.э.) и до нашего времени было зафиксировано большое количество найденных изделий в технике спренга на плоской основе и даже деревянные рамы для их изготовления. Насколько эта техника была распространена в Европе можно судить по изображению на рис.14.


Рис. 14

     Присутствие в гостиной рамы для плетения в технике спренга на плоской основе говорит скорее о склонности дамы к данному рукоделию, чем о жизненной потребности. В российских гостиных не было зафиксировано ни одного подобного случая.

     В Европе и в настоящее время существует общество любителей техники спренга, Питер Коллингвуд является его членом.

    И в заключение, в виде лирического отступления хочу отдать должное гениальности наших далеких предков, которые заставили гибкий прут, стянутый в дугу, кормить и одевать людей с незапамятных времен по сегодняшний день, рис.15,16.

     

Литература

БСЭ, второе издание, т.23, с.509.

Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы, СПб, 1892.

Панова Т.Д., Синицына Н.П. Волосники из погребения бывшего Вознесенского монастыря В Московском Кремле.

Peter Collingwood, The Technique of Sprang, Faber and Faber, 3 Queen Square , London ,1974.

Перечень иллюстраций*

Рис.1 Позиция рук и нитей по окончании первого ряда плетения.

Рис.2 Верхний и нижний ряд плетения после окончания первого ряда.

Рис.3 Рама для плетения в технике спренга на плоской основе.

Рис.4 Рама для плетения в технике спренга на кольцевой основе.

Рис.5 Изделия, выполненные в технике спренга на плоской основе. Musee royaux d ? Art et d ? Histoire , Bruxelles . Bulletin VSS №4,1985.

Рис.6 Копия коптской шапочки инв. № 13106, хранящейся в Гос. Эрмитаже, выполненная автором в 2002 г ..

Рис.7 Шерстяная шапочка в современном исполнении No е mi Speiser , помощником написания книги «Техника спренга».

Рис.8 Деталь длинного шелкового пояса оранжевого цвета ( 10,5 feet by 4 feet ), выполненного в технике спренга на кольцевой основе, Дания,1700 г.

Рис.9. Шелковый красный пояс из обмундирования Джорджа Вашингтона (8 feet by 28 inches ), выполненный в технике спренга на кольцевой основе, около 1779 года.

Рис.10 Сетка для волос, найденная в захоронении около 1400 г .до н.э. в Дании. Копия выполнена Петрой Годскезен в 1880 г .

Рис 11. Коптская шапочка, инв. № 13106 из собрания Гос. Эрмитажа

Рис.12 Изготовление женских чепцов в технике спренга на плоской основе на свободностоящей раме, Моравия,1954г.

Рис.13 Изготовление шерстяных кушаков в технике кольцевого спренга, Румыния,1958 г.

Рис.14 Плетение в технике спренг на плоской основе. Musee royaux d? А rt et d? Histoire, Bruxelles. Bulletin VSS № 4,1985.

Рис.15. Сцена охоты. Наскальный рисунок. Мезолит.

Рис.16 Намотка нитей для плетения в технике спренга на плоской основе, Югославия,1958 г.

* Все иллюстрации, за исключением оговоренных особо, взяты из книги « The Techniques of Sprang »

 

Хостинг от uCoz